Под общим термином «Дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) подразумевается широкая и неоднородная группа детей с различными отклонениями развития. Они включают нарушение зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройства поведения (СДВГ и РАС), а также это может быть и целый комплекс нарушений (ТМНР). Отклонения могут быть временными и постоянными, легкой или тяжелой степени.
Особый ребёнок имеет все те же потребности, что и здоровый, а также дополнительные потребности, но традиционные методы взаимодействия с детьми не подойдут. Такие дети быстро устают, могут иметь моторные трудности, низкую работоспособность, рассеянное внимание, расторможенность или, наоборот, заторможенность. В нашем Центре созданы условия для коррекционно-развивающей работы: безбарьерная среда, специальное оборудование, составляются индивидуальные планы коррекции и медицинского сопровождения ребёнка. В комплексную коррекционную работу включаются: врач-педиатр и врач-невролог, медицинские сестры массажа, физиотерапии и инструктор ЛФК, а также учителя-дефектологи. Основная цель, которую ставят перед собой учителя дефектологи в работе с детьми с ОВЗ — преодолеть или значительное уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей среде. Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие направления: — нормализацию и обогащение отношений ребёнка с ОВЗ с окружающим миром; — разумно возможную компенсацию пробелов и недостатков в его общем развитии и стимулирование деятельности в той области, которую он любит, где может добиться хороших результатов; — восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиации) (ребёнок кусается, проявляет агрессию); — накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни. Учителя-дефектологи занимаются со всеми детьми, поступающими в Центр. За 2023-2024гг. прошло 122 ребёнка в возрасте от 0 месяцев до 4-х лет. Для максимального развития интеллектуальных возможностей ребёнка с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектологи используют различные современные методы и пособия. Например активно используется в занятиях балансировочная доска, а также современные методы нейропсихологии. Основой занятий по запуску речи является логоритмика, для чего используются упражнения Железновых, Картушиной и собственные разработки. По показаниям врачей проводят массаж артикулляционных зон (прошли обучение, имеют сертификат). Несмотря на то, что специалисты нашего учреждения имеют стаж работы в области дефектологии более 20-лет, они постоянно повышают свою квалификацию. У подавляющего большинства детей в ОВЗ в результате регулярных занятий наблюдается стабильная положительная динамика.



















